Занимательное «киберпанк-муви». Аниме и манга
Что касается телевизионного жанра, то киберпанк, или то, что под ним некоторые подразумевали, прижился на телеэкране достаточно легко и без особого труда. Взять хотя бы те же параноидальные (закос под Филипа Дика) «Секретные материалы» или стоуновские «Дикие пальмы», которые, в принципе, по праву можно назвать самым лучшим телевизионным проектом за всю историю киберпанка. Кстати, интересная деталь, легендарный Уильям Гибсон снялся в одном из эпизодов сериала, таким образом, подняв продукт на самую высокую планку в глазах настоящих киберпанков. Со временем элементы и составляющие киберпанка, а это сеть Интернет, клонирование и многое другое, стали частью повседневности, поэтому удивить чем-то кинокиберапанков уже сложно. Технологический процесс оказался на голову выше человеческой фантазии. Оставалось только обратиться к помощи стимуляторов. Так появилось «аниме» - мультфильмы, которые держались на миксе ожесточения, насилия, а также техногенного триумфа.
Манга, а именно так именовался жанр японской анимации, состоял из нелегальных комиксов шестидесятых годов и невероятных приключений героев восьмидесятых. Что касается сюжетной линии, то она зачастую балансировала на грани явной халтурки, но, возможно, благодаря этому и снискала бешеную популярность. Японцы использовали поэтику киберпанка как хотели, пересиливая новые барьеры, страхи своих почитателей. Но все это касалось исключительно анимации, игровое кино подобного толка с треском провалилось. Взять, к примеру, того же Мамуро Ошии и его «Авалон». И хотя кино было поистине киберпанковским, смотрелось оно довольно скучно, однообразно и выхолощено. Первые десять минут фильма еще удерживают зрительское внимание, но потом выясняется, что как игроку, со-участнику, зрителю здесь делать абсолютно нечего. Самый колоритный представитель аниме - «Призрак в доспехах» японского режиссера Момору Осии. Мультфильм вышел в свет в 1995 году и стал настоящим прорывом. Зрители были поражены как самим сюжетом, так и 3Д-анимацией. Через семь лет на телеэкранах появился аниме-сериал в жанре киберпанк «Призрак в доспехах: Синдром Одиночки». Кстати, именно этот мультик считается самым лучшим «проявлением» киберпанк-жанра в аниме. Кроме Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, оказал огромное влияние на умы зрителей «Армитаж». Здесь в первый раз была поставлена проблема идентификации киборгов: могут ли они числиться настоящею частью социума, а также способны ли они к размножению. К слову, японский мультфильм был создан в формате «ОВА», за счет чего события происходят быстро, жестко, каждую секунду не знаешь чего ждать дальше.
Решил попробовать себя в этом жанре в свое время и Дэвид Кроненберг, который когда-то весьма успешно снял свою «Экзистенцию». Это была одновременно и комедия, и триллер, и фильм «нуар», повествующий об одной компьютерной игре, которая внедряется в человеческий мозг с помощью органического порта. Оказалось, что еще никогда за всю история киберпанковского кино, поэтика стиля не была столь гадкой и физиологической – наличие таких предметов на экране, как слизь, которая капала с ужасающих и безобразных устройств, а также особый символизм в стилистике сюрреализма сделали свое дело. Фильм стал сумрачной киберпанковской иконой. Кстати, именно после этого фильма Дэвида Кроненберга критике стали называть киберпанк постмодернизмом, доведенным до абсурда. Стилистика фильмов «нуар» принесла славу не только Кроненбергу, но и Алексу Пройасу с его фильмом «Город мрака», а также Джозефу Разнэку, снявшего картину «Тринадцатый этаж». Во многом благодаря им киберпанк стал первых номером в жанре фантастики в конце двадцатого столетия.
А после того как вышла в свет «Матрица» режиссеров Вачовски оставшиеся колебания в перевесе киберпанковых триллеров над остальными жанрами научной кинофантастики улетучились бесследно. Мир предстал самой настоящей фальшивкой, липой, как матрица, которую уже давно запрограммировали. Как ни странно, но подобный ход пришелся многим по душе. Элементарная правда, где всякий мог познать тот мир, который возжаждет. Битва с властью суперкомпьютера в настоящий момент осуществляется с помощью мощного киноблокбастера. Правда, спустя время, страсти вокруг фильма братьев Вачовски улеглись, а бунтовщик Нео стал объектом насмешек детских мультиков и подростковых комедий.