"Дешевая правда" киберпанка
Печатное издание киберпанка, которое называлось «Дешевая правда» раздавали совершенно бесплатно всем алчущим. «Дешевая правда» никогда не была предохранена пресловутым авторским правом; напротив ее издатели инициативно поощряли так называемых «пиратов».
Авторы «Дешевой правды» всегда издавались под псевдонимами, это делалось для того, чтобы избежать гонений и не дать возможности появиться культу личности. «Дешевая правда» преднамеренно издевалась над всеми живущими «гуру жанра» и требовала у всех и каждого включить текстовый процессор и примкнуть к этому движению. В принципе, меры оценивания научной фантастики у «Дешевой правды» были элементарны: научная фантастика должна быть «неплохой», «живой» и «читабельной». Но в то время когда сделали усилие использовать эти мерила практически, стало ясно, что на самом деле данные мерила достаточно нечетки.
«Дешевая правда» обладала довольно оригинальной популярностью. Мы еще не забыли основополагающие заповеди: «работайте еще напористее» либо «засыпьте их по уши давнишним дерьмом». Мы отчетливо понимали, что фантасты должны руководствоваться этими заповедями, в том случае, если они намереваются достичь почтения и уважения.
И большая часть из нас полагало эти заповеди чрезвычайно подходящими, но для кого-либо иного. В научной фантастике постоянно можно было манкировать аналогичными трюизмами для того, чтобы сосредоточить свой интерес на специфике научной фантастики как жанра: каждодневная рутина такой себе «фабрики грез». Модные призывы киберпанка вроде «технической грамотности» и «сосредоточения воображения» восприняли с аналогичным равнодушием. Увы, если бы с помощью наставлений можно было реорганизовывать жанр, то это случилось бы еще в 56-ом году, когда Найт и Олдисс пропагандировали точно такие же идеалы и ценности.
Битва за качественный уровень научной фантастики не была свежа ни для кого, правда, если не считать самих авторов «Дешевой правды». Они были чрезмерно юны и завлечены, чтобы осмыслить это. Но ландшафт культуры видоизменился, и собственно это и исполнило свою роль. «Техническая грамотность» пятидесятых годов возбуждала восторг и взволнованность - но «техническая грамотность» восьмидесятых активизировала экстаз и страх. Киберпанк был ненормальным явлением, несмотря на незамысловатость его основополагающих убеждений.
Когда «киберпанки-писатели» приступили к приобретению невеселой популярности, то киберпанковские идеи, элементарные и доступные, были утрачены. Киберпанк в качестве культа протянул совсем недолго. Такова участь практически всех культов в научной фантастике. Даже современники этого жанра, с заинтересованностью читавшие «Дешевую правду», прекратили надеяться на сам культ - просто из-за того, что киберпанки превратились в «гуру жанра». А когда ты делаешься «гуру жанра», то это вызывает небольшой шок. В принципе, стать «гуру» не тяжелее, чем переворотиться с одного бока на другой. Но чего может добиться гуру? Кто в него уверует, даже если он станет «нести в народ» собственные идеалы до утраты рассудка? Это явно будет не «Дешевая правда»! Несмотря на все вышеописанное, тем не менее, миновало целых три года, до того как «Движение» обрушилось в выкопанную собственными руками яму. «Дешевая правда» перестала существовать в 1986 году. Я смею полагать, что это станет хоть кому-то назиданием. Хотя, едва ли.