Российский литературный киберпанк

Не думайте, что российский литературный киберпанк начинается с эпохи Тюрина или Лукьяненко, ему гораздо больше лет, примерно столько же сколько и гибсоновскому «Нейроманту». Практически в то же время советский журнал «Знание-сила» опубликовал небольшое произведение писателя  Владимира Пирожникова, которое называлось «На пажитях небесных».  Что касается стиля написания, то он не такой изысканный, да будущее человечества представлялось Пирожникову не таким ужасающим, как его американским коллегам, но смысловая нагрузка, интрига были на самом высоком уровне. Но, к сожалению, произведение это заметили разве что истовые поклонники научно-фантастической литературы. Почему-то мы не принялись развивать успех свежего литературного «слоя», а, как и дальше шли по проторенной давным-давно дорожке. А когда наступили девяностые годы, нашу страну заполнило огромное количество переводной научно-фантастической литературы, а вместе с ней и «открытие» для нашей читающей публики – киберпанк. Так, наши писатели начали «имитировать», иногда даже копировать американскую киберпанковскую литературу. Грешили этим не только начинающие фантасты, но и мэтры советской, потом российской фантастики.

Среди российских киберпанковых текстов можно назвать большое количество произведений: это и массовые («мейнстримовые») вещи Зорича, Лукьяненко, и вполне приличные, но не такие раскрученные тексты Сергея Воробьева, Константина Рогова. Некоторые критики склоны относить к самым ранним киберпанковским произведениям «Сеть» А. Щеголева и А. Тюрина, роман все того же Тюрина, который называется «Каменный век». Выпущены они были в начале девяностых годов уже прошлого столетия. В данных произведениях мы можем увидеть «отношения» человечества и компьютерных сетей, всевозможные киберимплантанты и прочая. Кстати, А. Тюрин творил и в таком литературном жанре как «нанопанк». Среди так называемых киберпанковых произведений можно назвать также «Паутину» Мерси Шелли, «Принца Госплана» Виктора Пелевина, «Легионеров» Степана Вартанова, «Московский клуб» Вадима Панова, «Нанотех» Александра Лазаревича, «Фальшивые зеркала» Сергея Лукьяненко.

Немного подробнее об этих и других произведениях. Итак, «Паутина» Мерси Шелли, под этим псевдонимом скрывается Андреев Алексей. Хотя именно этот его роман не о киберпанке как таковом, а о сети. Кстати, писатель несколько раз заявлял в прессе, что он не относит себя к киберпанковскому литературному течению. Но критики, а вместе с ними и читатели решили: если в романе говориться о хакерах, компьютерных системах, то это и есть настоящий киберпанк, который мы все так долго ждали.

«Московский клуб» Вадима Панова. Это произведение – качественно реализованный киберпанк, без всякой романтики и патетики. Настоящие войны, мир на грани вымирания и т.д.  Единственное отличие от достойных американских киберпанковских произведений - российский антураж. Неплохое произведение, достойное того, чтобы быть зачисленным в категорию российского киберпанка – «Башня ангелов», написанное Татьяной Матвеевой. Еще одно добротное киберпанковское произведение создал писатель Леонид Алехин – «Падшие ангелы Мультиверсума». Правда, как утверждаю некоторые, жестокости в нем маловато.