Занимательное «киберпанк-муви»
В то время, когда Брюс Бетке издал свое произведение под названием «Киберпанк» в журнале «Amazing Stories», а это произошло в уже далеком 1983 году, пожалуй, никто, даже сам Бетке, не думал, что «родился» новый литературный жанр. Труд о ближайшем будущем, где господствует Всемирная Сеть, а человек подвержен всевозможным мутациям за счет усердий генетиков, стало каноническим, а через год писатель-фантаст который Уильям Гибсон сделал из канона стандарт. Выход в свет гибсоновского труда «Нейромант» трансформировал жанровое строение научно-фантастической литературы, теперь в нем явилось взору всех читателей существенно измененное пространство с собственными предписаниями и инструкциями. Такая «псевдо» реальность давала возможность человеческому разуму бытовать порознь с телом, а собственно реальность стала «детищем» данного сознания. Сокрушенные иллюзии, сброшенные маски, полное отсутствие характеров стали безупречно используемы кибергероями. Хотя и сами они оставались всего лишь пешками в сюжетных линиях и ходах. Правда, что касается неофициального появления основ киберпанка в кино, то это произошло гораздо ранее восьмидесятых годов, правда, никто тогда и не знал о существовании какого-то киберпанка.
То же культовый фильм режиссера Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» был выпущен уже за несколько лет до появления романа «Нейромант». Экранизировали произведение Филипа Дика оказалась скорее не идеологически, а стилистически. Роман Дика отправлял к постижению личного «Я» в киберреальности и нахождению там же нового «бога». А вот кинокартина целиком и полностью обрабатывала все признаки киберпанка, именно они благодаря во многом данной экранизации стали первостепенными для большей части остальных фильмов, которые посвящены теме виртуальности.
Вообще-то киберпанковские корни можно найти еще в картине немецко-американского кинорежиссера Фрица Ланга «Метрополис». Это был своеобразный футуристический шедевр, декорационный ряд «позаимствовали» у немецких экспрессионистов. Наивные суждения Ланга о техногенной империи в принципе были киберпанковскими по своей сущности. Это было настоящее фантастическое кино с элементами острой общественной критики. Несмотря на смешные с современной точки зрения декорации, в картине можно увидеть все элементы самой настоящей антиутопии. К тому же к этой категории можно отнести и картину прославленного режиссера Жан-Люка Годара, которая называется «Альфавиль». Кстати, визуально она была даже попроще ланговского «Метрополиса», но создавал такое же чувство вакуума, бессмысленности человеческого существования, будущего в целом на фоне пресловутых закона и порядка.
А вот картина Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» стала первой реальной киберпанковской. Учитывайте также огромный бюджет и колоссальные амбиции авторов. Сочетание фантастики и «фильм-нуар» получилось из «микса» мировоззрения постапокалиптического периода, а также моды на все упадническое, в том числе и футуризм. Кстати, именно в восьмидесятые годы начало этому положил полнометражный фильм «Безумный Макс».
В то время когда Ридли Скотт вознамерился снимать своего «Бегущего по лезвию бритвы», он поставил перед собой задачу соединить множество стилей, понятно, что это был чистой воды эксперимент, который для вида и пущей убедительности поместили в обертку технического блокбастера. Как ни странно, но проблемы нравственности искусственного интеллекта и триумфа технологического процесса превосходно чествовали себя в области настоящего развлечения, «умственного» боевика. То есть драйв, захватывающее движение скрывали за собой самые философские концепты. Благодаря этой «фишке» киберпанковское кино и вообще культура стали поистине культовыми. Эти фильмы смотрят бесконечное число раз, и уверены, будут смотреть еще долгие годы.
Что касается всевозможных киборгов, а также колонизации существующих параллельных пространств, то в скоттовском «Бегущем по лезвию бритвы», как мы говорили, они изображены в специфике фильма «нуар», точнее такого же детектива. Потому основополагающим проблемам, акцентированным Филипом Диком, а именно шизофрении и паранойе отводится не так уж много места. Кстати, ситовые поклонники творчества Филипа Дика не очень хорошо относятся к скоттовской экранизации. А вот фильм Стивена Спилберга «Особое мнение» вообще презирают. По сути, сюжеты Дика американские кинорежиссеры демонстрируют на леком уровне фабулы, все прочее – практически полная отсебятина. Матричная основа всех диковских произведений в кино действует безотказно. Возьмите, к примеру, картину «Вспомнить всё» или «Крикунов». Выясняется, что реальность - это нечто иное, чем мы на самом деле привыкли думать. Таким образом, «Вспомнить все», с многочисленными мутантами, вряд ли давали возможность зрителю хотя бы каким-то образом самоидентифицироваться, а вот не такой бюджетный и яркий фильм, каким предстал «Крикуны», наоборот, имеют к произведением Филипа Дика хоть какое-то отношение. Практически каждая история подавалась под знаком всемирной революции. Здесь можно было видеть восстание и мятеж, направленные против могущественных корпораций, с их серыми, но имеющими неограниченную власть компаниями, которые смотрят на «человеков» с вершины Своего мира.
Разумеется, вроде бы киберпанковский фильм Верхувена «Вспомнить всё», «Крикуны» базировались на сюжетах Филипа Дика, но вот свою мятежную составляющую, нотку бунта почерпнули из гибсоновского «Нейроманта». У режиссера Скотта видим перманентную боль и беспредельную грусть двойников, а у Дюгэ наблюдаем властительство идеалов отмщения своим творцам. А вот андроиды в фильме «Крикуны» стали самой настоящей сверхопасной реальностью. Сценарий практически один и тот же – разрушается генетический код, который изначально был задан искусственным путем, таким образом, духовная человеческая миссия становилась провальной уже заведомо.
Кстати, данная тема, тема технического и технологического триумфа разошлась по всем имеющимся фантастическим триллерам, в которых для их создателей на первом месте всегда стоял тот самый пресловутый «экшн», а не интересующий настоящих киберпанков концепт. А вот что касается фильма Бретта Леонарда «Газонокосильщик», который не принимают почитатели киберпанка, то в нем восстание компьютеров скорее было отсылкой к теме Франкенштейна.
Но все-таки так называемая голливудская «псевдо» реальность достаточно окрепла, и сегодня «приходит» к зрителям в виде огромного числа ночных телевизионных сериалов, полностью поставленных на коммерческую основу. Понятно, что идеи фильмов и сценарии к ним оставляют желать лучшего и вряд ли когда-нибудь попадут в кинотеку настоящего киберпанка. Пусть это даже легендарные «Секретные материалы», «Сеть» или «Хакеры». Во всех них виртуальная реальность выступает элементом воздействующим, но не концептуальным. А вот возрождение киберпанка произошло в фильме «Джонни Мнемоник» с Киану Ривзом в главной роли. И пусть этот фильм относится к категории «B», все же его по праву можно считать культовым, хотя бы благодаря близости воззрениям легендарного Уильяма Гибсона.