Киберпанк в России
Российские поклонники научно-фантастической литературы до сих пор не могут найти ответа на два важнейших вопроса, которые гораздо важнее пресловутых «кто виноват» и «что делать». Их умы занимает совсем другое: «есть ли еще киберпанк» и «существует ли вообще российский его собрат».
Как заявляют историки, критики и культурологи: киберпанк почил в бозе. Прошла пора бунта, период взросления и формирования, после чего киберпанк стал простым, таким же, как и все остальные, литературным фантастическим жанром. Его можно увидеть в одном ряду с фэнтези, научной фантастикой, прочими жанрами. Но какие усилия для этого понадобились: всего несколько американских писателей смогли создать новый литературный жанр, а это просто вызывает уважение. Тем более что жанр этот узнаваем, у него есть своя философия, свой стиль, эстетика. Безусловно, это относится к произведениям «отцов течения». К сегодняшнему же дню появилось огромное количество якобы «киберпанк-писателей», тексты которых вызвали бы страх и ужас не только у самих «основоположников жанра», но и у героев их произведений.
Но если говорить прямо, без обиняков и «хождений вправо-влево», киберпанк сегодня малоактуален, особенно в сравнении с восьмидесятыми годами прошлого столетия. Когда офисные помещения только увидели огромное количество компьютеров, а о таком понятии, как глобализация знали только избранные. Можно считать, что реальный киберпанк «умер» после создания «Киберспейса», «Схизматрицы». В тех произведениях можно было встретить все киберпанковские элементы: безжалостность, которая присуща жанру антиутопии, рассказ о новейших технологиях, рассуждения о человеческой морали. Некоторые критики полагают, что произведения даже «отцов-основателей» жанра, которые появились после вышеобозначенных двух произведений можно считать самым настоящим мэйнстримом.
В качестве литературного течения, которое могло бы быть актуально на данный момент (но, напомним, что актуальность была в восьмидесятых прошлого столетия) киберпанк можно считать похороненным на литературном кладбище. Литературный киберпанк исчерпал себя. И те, кто творит сейчас в рамках этого жанра, просто-напросто пользуется уже существующими трафаретами, создать что-либо новое невозможно. Возьмите, к примеру, российские интернет-сайты, посвященные этой тематике, они практически не обновляются. Но, в то же время, киберпанк живет в ужен существующих книгах, возможно, в тех, которые еще только будут написаны. К примеру, российскими писателями.