Киберпанк в кино
Дикие пальмы киберпанка
Еще один киберпанк-фильм, который почему-то в нашей стране не слишком знаком и известен – «Дикие пальмы» режиссера Оливера Стоуна. В главной роли снялся великолепный актер Джеймс Белуши. Во многом благодаря именно этому фильму было выражено привычное всем определение виртуальной реальности. В картине рассказывается о том, каким образом современные технологии воздействуют на человеческую психику.
Киберпамять Джонни
Говоря о кино в стиле «киберпанк» необходимо вспомнить и о картине Роберта Лонго «Джонни Мнемоник». Это экранизация еще одного гибсоновского романа. Действие фильма разворачивается в далеком 2021 году. Связной Джонни Мнемоник (Киану Ривз) «транспортирует» секретную информацию в собственном мозгу. Чтобы похитить ее, необходимо знать верный код.
Матричный киберпанк
Еще одна киберкартина с Киану Ривзом в главной роли – «The Matrix». Будущее, где все люди – просто батарейки в огромной компьютерной системе. Великолепный сценарий, добротный актерский состав, современные спецэффекты, хорошая операторская и режиссерская работа (Энди и Лари Вачовски), лучшая музыка (The Chemical Brothers, Marilin Manson, Rammstein). «Матрицу» считают самой лучшей рекламой киберпанковской идеологии.
КиберЭкзистенция
Многие почитатели киберпанка считают самой настоящей киберпанковской картиной девяностых совсем не «Матрицу» братьев Вачовски, а «Экзистенцию» Дэвида Кроненберга, вышедшую в 1999 году. Немного о сюжете. Аллегра Геллер – создательница всевозможных компьютерных игр создает игру под названием «Экзистенция», которая основана на биологических технологиях. К мозгу каждого игрока необходимо подключить особый биологический драйвер. «Экзистенция» - довольно опасная игра, это совсем «не игрушка», она убирает грань между всякой игрой и существующей реальностью, поэтому во время презентации на Аллегру Геллер покушается убийца. Фильм полностью соответствует киберпанковской тематике конца девяностых годов: потеря реальности, уход в виртуальную жизнь. Кстати, режиссер получил приз на Берлинском кинофестивале. Дэвид Кроненберг в одном из интервью заявил, что главная его задача – демонстрация проблемы любого творца, художника. Несет ли он ответственность за свое произведение, творение. В «Экзистенции» в отличие от «Матрицы» нет ни одного спецэффекта, но она ввергает в гораздо больший шок.
Псевдопанк
Иногда получается довольно интересная история: режиссер берет киберпанковское произведение, экранизирует его, а получается все, что угодно, но только не киберпанк. Так, к примеру, картина «Отель «Новая роза» по повести Гибсона стала очередной мелодрамой! А вот такие «киберпанковские» картины, как «Газонокосильщик», «Хакеры», «Неспящие в интернете» настоящие киберпанки вообще советуют выбросить на помойку. Фильмы – простая подделка на модную во время съемок киберпанковскую тему.
Кино на закуску
На самом деле настоящего киберпанковского кино очень мало, особенно телевизионного. Как мы уже говорили, это небольшой сериал «Дикие пальмы» с Джеймсом Белуши, снятый Оливером Стоуном на основе гибсоновских произведений. Также стоит выделить концептуально-киберпанковский сериал «Max Headroom». В девяностые годы телевизионный киберпанк пополнился следующими картинами: «TekWar», «TekLab», «TekLords». Все они были основаны на романах Уильяма Шатнера. Правда, если убрать из фильма спецэффекты, путешествия в кибернетическом пространстве, то от киберпанка вряд ли что останется: все фильмы повествуют о полиции и преследовании «плохих парней». Некоторые относят к киберпанку все части «Терминатора», фильм «Чужой», «Беглец», «Электрический человек», «Вспомнить все», «Буйное помешательство».
Большой ажиотаж среди поклонников киберпанка вызвал документальный фильм, который так и назывался «Киберпанк», в нем есть беседа с отцом «киберпанка» Уильямом Гибсоном, разговоры и мысли по поводу будущего компьютерных сетей.