Киберпанк с точки зрения культурологии. Микс литературы и кино
Пожалуй, самый популярный и прославленный автор в жанре киберпанк – американец Уильям Гибсон. Его «Нейромант» - это история, повествующая о крэкере (крэкерами называют тех, кто может (и прекрасно делает это) взломать любую компьютерную сеть. Они занимаются этим как для собственной наживы, так и ради веселого времяпрепровождения, просто для того, чтобы еще раз утвердиться в своем «мастерстве» и «безнаказанности»), который «работает» в киберпространстве. Кроме него здесь есть и телохранитель, и несколько таинственных искусственных разумов. Словом, в «Нейроманте» было все для того, чтобы он смог стать культовым и эпохальным произведением киберпанковской культуры. Уильям Гибсон с помощью «Нейроманта» смог завоевать огромное количество наград и премий: Небула, знаменитую Хьюго, Дитмара и Ф. К. Дика. После колоссального успеха писатель издал еще несколько замечательных киберпанковских произведений: «Ускорение Моны Лизы», «Нулевой отсчет», «Виртуальный свет». Пару слов о последнем произведении. Действие происходит в ближайшем будущем, правда, технологические «напевы» немного ушли на второй план, но круг проблем тот же, характерный для всех киберпанковских сочинений.
Многие гибсоновские произведения были экранизированы. Вспомним, хотя бы полнометражный фильм «Джонни Мнемоник». Писателю было доверено создать постановочный сценарий. Кроме того, Гибсон систематически консультировал Роберта Лонго, режиссера картины. Она, кстати, наполнена множеством сюжетных приложений, а также открытыми отходами от гибсоновского рассказа. Режиссер включил в фильм некоторые эпизоды из других произведений Уильяма Гибсона, таких как «Виртуальный свет», «Нейромант». В результате увеличилось количество сцен насилия, но картина при этом стала более жизнеутверждающей и оптимистичной. Помимо этого работал прославленный писатель и над сценарием третьей части «Чужого». Но его работу почему-то не оценили, использовали только одну гибсоновскую «цитату» - штрих-коды на потылицах заключенных.
Среди киберпанковского кино можно выделить также все серии «Чужого», «Фриджек», «Пока не пришел конец света», «Мозговую атаку», «Всеобщий призыв», «Терминатор», «Странные дни». Правда, классикой кинокиберпанка по праву считают картину «Колесо турбины», которая была сделана по мотивам произведения Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электрической овце?». Кстати, как-то Уильям Гибсон отметил, что видеокартинка этого фильма отвечает его суждениям об урбанизме будущего в «Нейроманте».
Еще один писатель киберпанка, один из его главных идеологов - Брюс Стерлинг. В сборнике литературных произведений «Кристальный экспресс» можно найти его труды - рассказ «Закройщик-механист», повесть «Зеленые дни в Брунее». Обе этих работы - некая экстраполяция миров, которые сходны с нашим миром, но первые уже находятся в недалеком будущем (прочтите стерлинговскую «Шизматрицу» или сборник «Всемирная голова»). Стерлинг также известен редактированием популярного сборника «Зеркальные очки», это своеобразная антология киберпанковской культуры. Правда, не все помещенное в этот сборник можно назвать настоящим киберпанком, но есть и превосходные исключения, к примеру, роман «Священный огонь», принадлежащий перу самого редактора. Кстати, как-то две акулы киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг собрались и написали роман под названием «Счетная машина». Некоторые критики причисляют это творение к так называемому «допотопному панку». В «Счетной машине» рассказывается о некоторых киберпанковских проблемах. Был придуман альтернативный образ Англии девятнадцатого столетия, в которой целиком и полностью претворена в жизнь методика механической машины Бэббиджа.
Встречаются в области киберпанковской литературы и юмористические произведения. К таким склонны относить «Снежный обвал», принадлежащий перу Нила Стефенсона. Вот только не совсем ясно, задумывал ли сам автор свое произведение как юмористическое? К слову, в этот поджанр многие включают и «Подключенного» Уолтера Ион Уильяма, и «Кровавую музыку» Грега Бира, и «Свиннеров» Пэта Кадигана. А вот некоторые труды были причислены к киберпанку исключительно в соответствии с их стилистической или тематической однородностью: «Нова» Делани, «Радуга тяготения» Пинчона, «Всадники ударной волны» Брюннера.