Киберпанк с точки зрения культурологии

Последние десятилетия двадцатого столетия определены не только лишь неистовым увеличением всевозможных информационных ноу-хау и формированием технологического прогресса, но также и возникновением активизированных ими самобытных культурных тенденций. Одна из них – киберпанк. Как и некоторые иные современные явления, он возник из научно-фантастической литературы.

Впервые интересующий нас термин употребил в отношении литературного направления Гарднер Дозуа - редактор научно-фантастического журнала прославленного фантаста Айзека Азимова. Это произошло именно в восьмидесятые годы прошлого столетия. Гарднер Дозуа не притязает на выдумывание этого термина, замечая неоднократно, что услышал его на одной из улиц. Следует также упомянуть, что в том же 1980-ом  писатель Брюс Ветке издал небольшой рассказик, который так и назывался «Киберпанк». Рассказ, кстати, и был опубликован в научно-фантастическом журнале Айзека Азимова.

До того как получить официальный статус, наличествовало киберпанковское движение, оно было известно своим создателям и членам в качестве простого «Движения». Его дилером был писатель и журналист Брюс Стерлинг. Он и его коллеги, единомышленники печатали в своем информационном листе статьи, подписываясь псевдонимами. При этом они рекламировали труды и произведениях своих «собратьев», также не забывая покритиковать уже существующую на тот момент традиционную литературу в фантастическом жанре.

Все это помогло выработать основополагающие признаки так называемого «самосознания» будущего киберпанковского движения. Сама же литература этого жанра
интересовалась людьми, пребывающими на обочине так называемого культурного режима. Обычно в киберпанковских повествованиях «полем боя» была определенная
система, которая систематически подавляла существование нормальных, среднестатистических людей. В роли системы могло выступать тираническое государство, либо же «группировка» больших владычествующих корпораций, либо фундаментальное вероисповедание. Системы улучшались при содействии всевозможных технологий, главной из которых была информационная. Это и компьютерная система, и СМИ. Это сопутствует приумножению системы и вместе с тем ограничению свободного выбора людей, которые пребывают внутри данной системы. Нередко подобная технологическая система излучается и на «составные части» человеческих организмов. Пересаживали мозг человека, протезировали человеческие конечности, которые были образованы с помощью генной, а также биологической инженерий.
 
Человечество же при этом становилось непосредственной частью всей этой Системы,  Машины, ее «болтиком». Так собственно выглядит сама «кибернетическая» составляющая киберпанка. Но, каждая культура, цивилизация имеет в своем распоряжении тех, кто существует как бы за пределами системы, они расположены на ее «обочине». Это могут быть и уголовные, криминальные элементы, и люди про которых говорится, что они не от мира сего, и те, которые превыше всего в этой жизни ценит свободу. В кибернетической литературе их называют маргиналами. Именно они здесь главные действующие лица, Герои, которые способны обращать достижения технологического процесса в свою пользу. Это что касается панковского элемента такой культуры как киберпанк.

Одно из главных отличий киберпанковской литературы от всей остальной фантастики - особый стиль повествования. Мы можем видеть здесь пейзажи мегаполисов, чувствовать тяготящую абсолютно безнадежную атмосферу. Идеи сваливаются на нас, выступающих в роли читателей,  без малейших разъяснений, подобно технологическим достижениям в современной жизни. Нередко появляется чувство морального раздвоения: вступая в борьбу с системой, главные герои – маргиналы – все равно не предстают пред нами в облике положительных героев. В киберпанке им просто не место.