Киберпанк на лезвии бритвы

Первой киноласточкой в жанре «киберпанк» называют картину «Bladerunner», снятую в 1982-ом году режиссером Ридли Скоттом. За основу был взят Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Критики считают данную картину прорывом, круто изменившим мир кинофантастики. Если до «Бегущего» выходили светлые картины, в которых были свои и чужие, и свои, как правило, всегда побеждали, то Ридли Скотт продемонстрировал нам сумрачный, практически безнадежный мир толпы, мегаполиса, огромных зданий, мир безличностный, серый и однородный.

Пару слов о самой сюжетной линии. Перед копом с философским именем Декарт стоит задача схватить, а потом  ликвидировать опасных андроидов, которые сбежали с Луны. Самое главное отличие людей от андроидов (по Филиппу Дику) – пока еще действующее чувство эмпатии, то бишь сочувствия. Ридли Скотт лишил фильм этой философской подоплеки, а вместе с ней и конфликта, борьбы - его андроиды, как и люди, также могут сочувствовать, сопереживать. В итоге складывается ощущение, что фильм был снят не по произведению Филипа Дика, а по одному из романов «отца киберпанка» Уильяма Гибсона. Красной нитью через весь фильм проходит главное из его положений, а именно: человек, в принципе, ничем не отличается от машины. Иногда, между естественным и  искусственным разумом – только одна грань. Иногда – нет и ее. Кстати, сам Уильям Гибсон отметил, что это кино отвечает его видению нашего будущего в произведении "Neuromancer". В «Бегущем по лезвию бритвы» Ридли Скотта андроиды не только мыслят, умеют считать, но еще и чувствовать, любить, отдавать свою жизнь ради кого-то, во имя чего-то. Таким образом, западный страх перед машинами, роботами благополучно преодолевается.

Поклонники этого фильма наверняка знают, что «Bladerunner» выходил в нескольких вариациях. Первая из них была практически вся порезана. Почти нетронутую версию могли смотреть жители Европы. А спустя некоторое время Ридли Скотт выпустил собственную версию фильма. Лишь посмотрев ее, можно понять, что Декарт был также андроидом из далекого будущего. К тому же в режиссерской версии нет хэппи-энда, как и надлежит произведениям в стиле «киберпанк».

Некоторые поклонники романа Филипа Дика ругают фильм, но говорить отрицательно о «Bladerunner» нельзя. Это два достойных и равноправных произведения. Кстати, кинокартинка ни в чем не уступает и сегодняшним фантастическим фильмам.