Киберпанк как литературный жанр

Слово «киберпанк» происходит от сочетания двух английских слов: «cybernetics», что означает «кибернетика» и «punk» – с английского «отребье». Под самим же термином «киберпанк» изначально понимали один из литературных жанров научной фантастики. Произведения этого жанра изображали мир ближайшего будущего: высочайший уровень развития высоких технологий и одновременно сильнейшее общественное расслоение, бедность, на улицах господствуют беспредел и беспорядки, город превратился в трущобы.

Основные сюжеты произведений в жанре киберпанк – конфликты, которые то и дело разгораются между так называемым «искусственным интеллектом», огромными корпорациями и одиночками-хакерами. Мир, изображаемый в подобных литературных произведениях, - своеобразная антиутопия постиндустриального порядка, человечество стоит перед лицом острейших общественных, культурных и прочих реформ. Кстати, практически все новейшие технологии, в какой-то мере их можно назвать и «франкенштейновскими», применяются в тех целях, которые не были предусмотрены изначально их создателями. Некоторая часть литературных критиков склонна сопоставлять жанр «киберпанк» с «нуаром», во многом из-за общей для этих литературных жанров особой атмосферы.

Если говорить о представителях данного литературного жанра, то стоит назвать таких писателей: Пэт Кадиган, Уильям Гибсон, Джон Ширли и, конечно же, Брюс Стерлинг. Интересная деталь: большая часть научно-фантастических произведений начала двадцать первого столетия содержит в себе элементы киберпанка.

Кстати, само слово «киберпанк» выдумал писатель Брюс Бетке. Это произошло в начале 80-х прошлого века. Именно так назывался один из его рассказов, правда, о том, что мы сейчас понимаем под киберпанком, там не было ни слова. Просто главный герой, хакер, носил особую прическу, которая и была названа подобным образом. А чуть позже это слово применил рецензент произведений писателя Уильяма Гибсона Гарднер Дозуа. С его легкой руки слово стало определением литературного жанра, который сегодня все знают как «киберпанк». К слову, сам литературный критик, редактор Гарднер Дозуа даже придумал критерий нового жанра: «высочайшие технологии и при этом низкий жизненный уровень».

Как писал Лоренс Персон: «Персонажи жанра «киберпанк» представляют собой маргиналов, людей, которые отвержены обществом. Они одиноки по сути своей, находятся за гранью ближайшего будущего, в котором соседствуют быстротечные технические трансформации, бедность и трансформации тел людей, которые проводятся насильственными методами».

А вот один из главных идеологов киберпанка, писатель Брюс Стерлинг в своем небезызвестном эссе, которое называется «Киберпанк в 90-х», дает свое определение этому явлению: «Возьмите обыкновенную крысу, над ней можно проводить любые опыты, сделать с ней все, что угодно. То же можно сделать и с человеком. Подумайте об этом, хоть это и тяжело. Об этом факте нельзя просто так забыть и не думать. Он сам по себе не исчезнет».