Брюс Стерлинг о киберпанке девяностых
Рюкер, Ширли, Шайнер, Стерлинг, Гибсон - самые прославленные «гуру», речь о которых идет еще в статье Шайнера – «киберпанки» с этих пор и до самого конца. Остальные киберпанки, к примеру, шесть прочих авторов антологии киберпанка «Зеркальные очки» также снискали данный титул. Но прямо на наших надгробьях высекут: «Киберпанк». Публичные отказы напрасны, прока от них никакого. Даже если мы видоизменим нашу житейскую и авторскую философию, даже если мы станем мусульманами, все равно не смыть нам данное тавро.
С данной точки зрения, «киберпанк» обозначает попросту «все, что создают киберпанки». А под это дефиницию многое подходит. Я вечно питал слабость к жанру исторического фэнтези, тогда как Шайнер писал романы в жанре «мейнстрим». Ширли создает книжки ужасов. А Рюкер затерялся где-то в «Полой Земле». Удивительно, что Уильям Гибсон строчит юмористические рассказы. Правда, все это ничего не обозначает. Таким образом, «киберпанк» будет жить, пока не преставится последний из нашей когорты. Демографы полагают, что на это уйдет определенное время.
Оглашение убеждений киберпанка в «Дешевой правде» прока не дало. Не дало прока и воссоздание данных убеждений в журнале «Interzone». Вероятно, убеждения эти были чрезмерно неотчетливы и умозрительны, непомерно сложны и туманны, в то время, как опознавательные признаки киберпанка не выделялись особенной сложностью - куртки с изображенными черепами, черного цвета джинсы из кожи и применение амфетаминов. Но даже теперь еще не поздненько дать образец функционирующего киберпанка.
Возьмем, к примеру, «Франкенштейна» писательницы Мэри Шелли, это книга, которая сформировала научную фантастику как жанр. Если смотреть с позиций киберпанка, то «Франкенштейн» - это «гуманистическая» научная фантастика. Там заявляется, что имеются Вещи, Которые Человек Знать Не Должен. Данный нравственный закон не выполняется людьми – бренным не дано понять сущность данного закона, в нем имеется что-то аналогичное божьей воле. Высокомерие должно быть искоренено; так уж сотворен наш мир.
Доктор Франкенштейн совершает преступление, преступление, направленное против души человека, и расплата приходит к нему, в образе Немезиды предстает его собственное произведение - Монстр.
Давайте в настоящий момент вообразим киберпанковскую вариацию «Франкенштейна». В этом представляемом труде Монстр будет, вероятнее всего исследовательской программой какой-нибудь супер-корпорации. Монстр все также может стараться утолить свой кровавый голод, к тому же жертвами будут выступать обычные прохожие. Но Монстр не устремится в странствование на Северный полюс. Монстры киберпанка не испаряются просто так. Они уже прохаживаются нашими улицами. Они поблизости. Может статься, что и мы тоже Монстры.
Монстр будет защищен авторскими правами, и их будут производить по всей вселенной. Недалеко те времена, когда все Монстры будут работать обычными посудомойками либо подавальщиками в низкопробных кафе.
В нравственном мире киберпанка нам уже известно То, Что Не Следует Было Бы Знать. Даже наши предки ведали об этом; Роберт Оппенхеймер стал «Разрушителем вселенных» задолго до нас. В мире киберпанка раздумье о том, что наличествуют некоторые святые рубежи, в рамках которых должен находиться человек – самое настоящее заблуждение. Святых рубежей, которые бы защищали нас от нас самих, не имеется…»